Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогическое творчество и его значение в деятельности педагога дошкольного учреждения.

Педагогическое творчество и его значение в деятельности педагога дошкольного учреждения.

 

 

 

 

Творческий процесс педагога сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего коллектива.     

Педагогическое творчество требует от педагога умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать творческое самочувствие у самого себя и у детей как участников деятельности, осуществлять творческий процесс педагогического общения.

В исследованиях ученых (В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Н. В. Кузьмина и др.) отводится большое внимание педагогическому творчеству и его влиянию на личность обучающегося и обучающего.

Л. В. Занков отмечал, что «творчество педагога не ограничивается отдельными методическими находками – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления» [4,с.180].

Определяя сущность педагогического творчества Н. В. Кузьмина, отмечает: «Творчество педагога видят в том, что он проектирует личность воспитанника, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей… Педагогическая деятельность – есть процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных общей конечной цели – формированию личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания, поведения» [9]. Профессиональное своеобразие педагогического труда состоит в том, что в нем невозможна полная алгоритмизация, хотя существует некоторое постоянство используемых приемов и навыков. Применение этих стандартизированных методов в постоянно меняющихся, нестандартных и нестационарных ситуациях требует постоянной модернизации и коррекции. Именно на стыке существующих технологий появляются новые педагогические методы и системы.

В. А. Кан-Калик, Н. В. Никандров исследовали не только обучающую деятельность педагога, но и процесс его общения с обучаемыми, рассматривая общение как творчество. Конкретизируя общую логику творческого процесса применительно к педагогической деятельности, ученые выстроили последовательность этапов в творческом процессе педагога: возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; разработка замысла; воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми; анализ и оценка результатов творчества [7].

М. М. Поташник высказывает мнение о том, что педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется «педагогический». Педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по обоим своим компонентам всегда предполагает творчество [11] .

Творчество в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что можно говорить о различных аспектах его проявления. Новизна в практической работе педагога может проявляться: в нестандартных подходах к решению проблем; в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия [11,с.5].

Творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя, и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Ученые выделяют такие признаки креативности как: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, чуткость, чувствительность. Педагогу-творцу, по их мнению, присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память [10].

По мнению М. М. Рубинштейна, важнейшее значение в структуре личности творческого педагога имеет умение мобилизовать воспитанников, понимать, возбуждать и удовлетворять их интересы. Он отмечал также, что «оптимистическая черта принадлежит к существенным свойствам в…положительной структуре личности учителя», и что на этой «естественной основе» успешно развертываются все другие ее свойства [12,с.34].

Компонентный состав творческой деятельности рассматривается в работах многих ученых. Например, Л. Е. Князева [8] предлагает следующий компонентный состав структуры творческой деятельности:

1) мотивационный (потребность в поиске нестандартных способов решения педагогических задач; в самосовершенствовании в применении своих творческих способностей в педагогической деятельности);

2) ориентационный (знание теории и методики педагогического творчества; знание о специальных видах творчества, а именно – литературном, музыкальном, техническом и т.д.;

3) исполнительный (умение творчески перерабатывать необходимую информацию; предвидеть результаты учебно-воспитательной работы; разрабатывать средства, способы, приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных; умение организовать совместную с учащимися творческую деятельность; анализировать опыт других педагогов с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов, приемов в свою профессиональную деятельность);

4) контрольно-оценочный (потребность в самоанализе результатов собственной деятельности с целью разработки новых педагогических средств; адекватная самооценка, то есть знание о своих педагогических творческих возможностях.

Компонентный состав творческой деятельности анализируется и в работах И. П. Калошиной [6]. Согласно ее точке зрения, творческая деятельность должна рассматриваться с позиции уровней ее проявления, с чем нельзя не согласиться.

Определенный уровень творчества доступен каждому человеку. Говоря о педагогическом творчестве, возможно выделение разных уровней. К примеру, В. А. Кан-Калик [7] предлагает четыре уровня: воспроизведения имеющихся рекомендаций; оптимизация учебно-педагогической деятельности; эвристический; личностно-самостоятельный.

В. И. Загвязинский [3] предлагает три уровня педагогического творчества: открытия; педагогические изобретения; усовершенствования.

В. А. Бухвалов [1] формулирует уровни педагогического творчества таким образом: 1-й уровень – повышение эффективности дидактической системы путем внесения в нее известных приемов, методов, форм; 2-й уровень – повышение эффективности дидактической системы путем внесения в нее известных приемов, методов, форм с целью их применения в новой ситуации; 3-й уровень – педагогические изобретения, использование которых предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей (создание нового методического приема, формы или метода); 4-й уровень – создание новой дидактической системы из известных приемов, методов, форм (новизна ее заключается в появлении новых связей между ними); 5-й уровень – создание принципиально нового направления в дидактике – педагогики творчества учащегося, или сотворчества (сотворчество – это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом).           

Психологическая наука утверждает: каждый обладает творческим потенциалом, нужно научиться выявлять его, развивать и использовать.

 

 

В настоящее время дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически” т.е. не готовы к школьному типу обучения. Поэтому важно найти индивидуальный подход, а не ориентироваться лишь на паспортный возраст детей.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи. Знание особенностей дошкольного обучения, достаточная теоретическая ориентировка в содержании, формах и методах организационной образовательной работы необходимы не только научным работникам, но и преподавателям дошкольной педагогики и методистам и воспитателям.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводит к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Важнейшей частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе, людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность  в себе.

Именно в игре происходит первичная направленность в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого. И у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Психологические исследования показали, что : -

Максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут. Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Большую значимость при восстановлении образов используемых на занятиях у дошкольников имеет развитость воображения.

Воображение – это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия ( синоним понятия “воображения” ) позволяет как бы “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.

Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность- наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п. выделяют три вида мышления:

- наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно -  образное  (познание с помощью представлений предметов, явлений);

- словесно - логическое (познание с помощью понятий, слов, суждений).

Наглядно - действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно - действенного мышления формируется и более сложная форма мышления- наглядно- образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений. Без применения практический действий. К шести годам начинается более интенсивное формирование словесно - логического мышления, которое связано с преобразованием понятий.               

Уровень психического и личностного развития детей 3-5 лет уже позволяет проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые занятия, построенные в игровой форме. Влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, составляет опору для воспитания детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Одновременно у детей формируется индивидуальное поведение – способность спрашивать, отвечать, предлагать, показывать, рассказывать. 

Суть работы по развитию детей дошкольного возраста состоит в создании для ребенка насыщенной в объективном и субъективном плане среды и своевременное введение нового для него опыта.

Ежедневная педагогическая деятельность состоит из трех компонентов: ценностного, технологичного и личностно – творческого. Ценностный компонент представляет собой совокупность принятых педагогом, воспринятых им из разных источников на всем протяжении жизни ценностей. Общая культура педагога определяется набором этих ценностей. От того, какие ценности мы сами считаем приоритетными, зависит то какие ценности будут воспитаны у наших детей. Технологический компонент позволяет нам строить педагогическую деятельность, как целостный процесс решения педагогических задач. Личностный компонент присутствует в умении творчески реализовывать стоящие перед педагогом цели и задачи, вносить свой личный вклад в общее дело и находиться в постоянном поиске.

Педагоги выделяют четыре уровня профессионализма. Профессионализм – это совокупность личностных характеристик человека необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

  1. Педагогическая умелость. Это база любого педагога, с набором теоретических знаний и практических умений. Она позволяет нам проводить диагностику, помогает преодолевать стрессы, владеть методами педагогической деятельности и быть готовым к творческой импровизации.
  2. Педагогическое мастерство. На этом этапе педагогическая умелость доводится до высокого уровня – автоматизации.
  3. Педагогическое творчество. Педагог привносит новые идеи, разрабатывает собственную методику. Для того, чтобы перейти на этот этап профессиональной деятельности Г. Вайнгцвайг считает, что необходимо знать “десять заповедей творческой личности”: 1.будь хозяином своей судьбы, 2.достигни успеха лишь в том, что можешь, 3.внеси свой конструктивный вклад в общее дело, 4.строй свои отношения с людьми на доверии, 5.развивай свои творческие способности, 6.культивируй в себе смелость, 7.заботься о своем здоровье, 8.не теряй веру в себя, 9.старайся мылить позитивно, 10.сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
  4. Педагогическое новаторство. Высшая ступень профессиональной педагогической деятельности, ее достигают единицы.

 

         Одна из основных задач учреждений дошкольного образования, привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность.

         Управление процессом профессионального саморазвития специалистов ДОУ имеет ценность и значимость не только для педагогов , но и для конкретной образовательной, для успешного развития ДОУ и как явление профессионально- личностной культуры в целом.

        В детском учреждении необходимо:

     - создать условия для более широкого социального общения между взрослыми и детьми (педагог – ребенок – сверстник – родители), привлекать родителей к участию в жизни группы и учреждения,

     - уважительно относиться к результатам детского творчества во всех сферах деятельности ребенка,

     - широко использовать произведения, созданные детьми, в оформлении группы и учреждения, на праздниках и во время досуга,

     - формировать отношение воспитанника к педагогу не функциональное, а личностное ( от мастерства педагога, его убежденности и культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет),

     - заботиться о здоровье и всестороннем развитии детей, стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

           Немаловажно и то, что педагог использует инновационные технологии, а методический материал при необходимости перерабатывает, проявляя творчество и мастерство.

         Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения не только воспитатель, но и партнер родителей в воспитании детей. Главный эффект влияния социально- педагогической и культурно- образовательной сред , не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают особенности своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут оказывать не вполне обоснованные педагогические воздействия. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о психофизических особенностях ребенка раннего возраста, о жизнедеятельности его в ДОУ. Здесь на помощь семье приходят педагоги дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение призвано стать открытым по всем вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня на первый план выступает взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса воспитания в интегрированном взаимодействии.

           В системе дошкольного образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и ДОУ, способствующие расширению сотрудничества и поля позитивного общения в семье, реализации планов по организации совместных мероприятий родителей и детей, что в полной мере соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ        N 655 от 23 ноября 2009 г.) .

          Несомненно, задействовать родителей необходимо на протяжении всех лет пребывания в дошкольном учреждении. Практика показала , самыми актуальными методами привлечения взрослых в жизнь детского сада являются – праздники (они проводятся почти каждый месяц), проекты( краткосрочные или долговременные).

          За последние полгода  мной, при содействии других воспитателей были реализованы следующие проекты: “Радуга”(подготовительная к школе группа), “Моя семья” (вторая младшая группа). ( фото в приложении )        

          Метод проектов актуален не только для развития взаимодействия между педагогами и родителями, но также между воспитывающими взрослыми и детьми. Он незаменим в организации взаимодействия педагогов и социума, отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и развитии детей, поиску новых способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей. Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. Взаимодействие детей раннего возраста с родителями и педагогами в рамках проекта способствует их эмоциональному развитию у них таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям. Как показывает практика, родители воспитанников могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственным участником образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

         Совместные с родителями дела формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

        В процессе реализации проектов проводятся консультации (в помощь родителям даются теоритические рекомендации), мастер – классы (практические рекомендации). Такие мероприятия помогают не только задействовать родителей в совместном с детьми творчестве, но и сплотить коллектив родителей и воспитателей детского сада. Все проекты и вспомогательные мероприятия продумываются воспитателями как творческие замыслы соответствующие возрасту и развитию в определенной возрастной группы.     

         При реализации проектов создается атмосфера праздника, что вызывает у всех участников положительные эмоции.

         Праздник  - серьезное событие, структурирующее всю жизнь сообщества в детском саду, основная форма совместной деятельности взрослых и детей. Именно такая форма позволяет объединить музыкальное, физическое, познавательное и личностное развитие детей в общем педагогическом процессе, увлекательном, максимально благоприятном для развития творческих способностей.

          Праздник обязательно включает в себя не только спектакль или игровой досуг (это кульминация события), но и период подготовки. Подготовка к празднику при грамотном психолого - педагогическом подходе к делу превращается в развернутую культурно- образовательную программу для малышей, их родителей и даже для самих педагогов. Готовятся к праздничному событию всей командой, на всех занятиях и даже между ними. И конечно же так долго ожидаемый, так тщательно готовящийся праздник не может быть втиснут в рамки того времени, которое отведено детям для действа в музыкальном зале. При подготовке каждого праздника разрабатываются основные направления педагогической работы с детьми, утверждаются сценарии, формируются задачи, которые будут решать воспитатели и специалисты. Четкость и слаженность в организации работы, совместное планирование, активное участие – все это обеспечивает высокое качество образовательного процесса, “централизованного” вокруг праздника как главного события коллективной  жизни.

           Начиная от продумывания сценария (который соответствует теме образовательной программы дошкольного учреждения), разучивании номеров художественной самодеятельности, пошив костюмов для утренников, заканчивая украшением актового зала – целиком или в большей мере забота воспитательского состава дошкольного учреждения. Безусловно педагог творческий во всех направлениях который может дать действенный совет или оказать посильную помощь в подготовке и проведении праздников - ценный сотрудник. По моим эскизам были созданы костюмы для большого новогоднего праздника, реализованы оформления музыкального зала к тематическим  утренникам (в этом мне помогает художественное образование).( фото в приложении)     

                                                  

 

 

           Деловая и творческая направленность в работе коллектива, совместная поисковая деятельность дают возможность его членам стремиться к вершинам профессионального мастерства, переживать особое чувство радости, единения, удовлетворенности своей работой. Технология праздника помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества между учреждением и семьей. Через праздники родители ближе знакомятся с деятельностью педагогов, с жизнью детей в детском саду, наблюдают за их общением и развитием, включаются в общие дела.

           Все это как правило, способствует улучшению эмоционального и познавательного развития детей. А детский сад становится детско- взрослым сообществом, для которого характерно сотворчество, сопереживание, учет интересов, склонностей и особенностей каждого человека.

           Еще одна важная задача педагогов дошкольного учреждения – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Насколько бы внимательным и педагогически целесообразным ни было отношение воспитателя к детям, часто оказывается так, что обычных профилактических мер для полноценного развития их речи недостаточно.

           Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой- либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для детей со сниженной речевой инициативой. Задача профессионала, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно - развивающих задач. В 2014 году мною проводилось открытое занятие по нетрадиционным техникам рисования “Рисование манной крупой”. Целью данного занятия ставилось развитие творческих способностей у детей средней группы, разработка мелкой моторики рук (что, по мнению, ученых помогает развитию речи). ( фото и конспект занятия в приложении)

 

 

 

            В процессе речевого развития ребенок в первую очередь различает ( воспринимает) интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Затем он начинает воспринимать слово как нечто интонационное и фонематическое, то есть состоящее из звуков, а потом это “нечто” приобретает лексическое значение. Таким образом, только при совпадении всех трех компонентов воспринимаемой речи: интонационного, фонематического и лексического – возможно полноценное обогащение речевого опыта.

            Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Развивать у детей интонационную выразительность целесообразнее в театрализованной деятельности. Во- первых, через перевоплощение в сказке дети раскрепощаются не только в речи, но и в движениях, передавая голосом и жестами повадки животных например. Во- вторых, в песнях, используемых в сказках. В их плавном пропевании детям легче развивать музыкальный слух. И, в- третьих, мы добиваемся развития речи интонационной выразительности и коммуникативных способностей.

             Пьесы, этюды, сказки – максимально качественный речевой материал, на основе которого малыши могут научиться воспринимать речь и полноценно владеть ею. Поэтому уже при первом знакомстве с произведением дети должны услышать интонационно насыщенный, фонематически четкий текст и получить доступные возрасту лексические разъяснения, причем неоднократно. Детям требуются объяснения и наглядная демонстрация.

             Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку не редко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

            Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

            Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающем миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

             Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость и др.). благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

             Небольшие, но яркие инсценировки легки и доступны для понимания детей, не представляют особого труда для их постановки в условиях детского учреждения( на сцене актового зала, в групповой комнате).

            Творческие стремления детей надо всячески поддерживать, побуждать их к самостоятельной художественной деятельности. Различные виды зрелищных развлечений, инсценировки, спектакли имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а также для формирования интересов детей, развития у них творческой активности.

            Все виды деятельности детей тесно связаны с жизнью и между собой, осуществляются в интеграции разных видов деятельности, что создает условия для игры и самостоятельной деятельности ребенка. Через театральную деятельность с самого раннего возраста у детей воспитывается уважительное отношение к другим детям, независимо от их национальности, особенностей личности и поведения.

           Для эффективной реализации театральной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников.

 

           В первой младшей группе воспитателю необходимо:

           - поддерживать театрализованную игру в форме подражания взрослому, животным ( игры с Петрушкой, фигурками типа бибабо и др.),

            - способствовать участию детей в дидактических играх- драматизациях (одеть куклу Машу, искупать и одеть куклу Таню, покормить кошечку и др.),

            - поощрять вышеназванные игры, инициировать их использование, помогать малышу перенести опыт театрализованной игры и игры- драматизации в самодеятельные игры.

            Во второй младшей группе –

            - включать в театрализованную игру музыкальные игры- драматизации (разыгрывание несложных сценок из жизни сказочных персонажей),

            - приобщать детей к совместной игре, включающей реплики, эмоциональное представление персонажей,

            - обращать внимание детей на реакцию сверстников и взрослых, побуждать их к сочувствию персонажам кукольного спектакля или игры- драматизации,

            - использовать эти игры для формирования у детей потребности в реализации свободного времени в социально значимых целях и интересном культурном досуге.

             В средней группе –

             - использовать в театрализованной деятельности элементы музыкальных игр - драматизаций,    

             - сочетать индивидуальное и творческое исполнение предложенной роли с выразительным ролевым диалогом,

              - сохраняя за собой режиссерскую функцию, поощрять проявляемую детьми инициативу,

              - поддерживать активное участие детей в кукольных представлениях (“ вождение” некоторых кукол, освоение простых “техник” кукловождения),

             - оказывать содействие детям в перенесении элементов игры драматизации в игры празднично- досугового типа, самостоятельные сюжетно- ролевые игры.

             В старшей группе –

             - проводить игру- драматизацию как собственно театральную постановку,

             - воспитывать у детей умение подчиняться замыслу воспитателя, а также самостоятельно вести свою роль в спектакле,

             - придавать игре форму художественно- эстетической театральной деятельности (дети могут принимать участие в спектаклях в качестве актеров, оформителей сцены и др., что значительно повышает интерес к этой игре).

              В подготовительной к школе группе –

             - относиться к театрализованной игре как к виду культурно- досуговой деятельности, используя в ней музыкальные игры- драматизации и другие формы детского самостоятельного театра,

             - организовывать участие детей в постановке спектаклей как персонажей сказок, песен и былин; музыкантов, сопровождающих спектакль, и его оформителей (рисуют, шьют костюмы, размещают декорации и пр.),

             - быть для детей партнером и равноправным участником театральной деятельности. [5]

 

 

 

             Приобщение к театрализованной деятельности должно проходить комплексно. С первыми театрализованными действиями дети знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр - забав, хороводов, праздников и развлечений, при прослушивании выразительного чтения стихотворений, былин и сказок. Воспитатель должен использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой- либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка.

              С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при посещении театров, цирковых представлений, в постановке представлений как профессиональных артистов, так и родителей, старших детей и педагогов. Воспитатель может продемонстрировать отношение к театральной деятельности участвуя в роли актера на праздниках, в утренниках. Мне очень помогли занятия по актерскому мастерству. И может к лучшему, что воспитанники узнают в сказочных героях своих воспитателей, тем самым мы подаем хороший пример для подражания…(фото в приложении)      

              Организация художественно – эстетической творчески развивающей среды необходимое условие для полноценного развития дошкольника. Среда – важнейший механизм саморазвития ребенка, источник индивидуальных знаний и социального опыта. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

             Предметно – пространственная среда, обеспечивающая художественно – эстетическое и творческое развитие на основе на основе театрализованной деятельности, должна иметь некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и подкрепляет их креативное поведение, предоставляет образцы творческого поведения для подражания, т.е. является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, а также формирует целостное представление об искусстве.

            При организации и оформлении предметно - пространственной  среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, опираемся на следующие принципы:

             - комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии ДОУ должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющих детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу,

             - активности. Стимулирует познавательную деятельность ребенка на основе свободного выбора цели действия,

             - свободы и самостоятельности. Позволяет ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.д.), выбирать то, что ему по душе,

              - новизны. Помогает преодолевать стереотипность и однообразие среды,

             - иллюзии жизненной правды. Способствует получению детьми психической и фактической возможности поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.[2]

                      

 (часть театрального уголка во второй младшей группе–сделано воспитателями). Различные виды театральных   персонажей.      

             Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.                                                                                                                                                     Как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.

            Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний

              Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно.

  • педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);
  • педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);
  • педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников (В начале деятельности - общий подход к "массе детей". В дальнейшем - изучение детей, их нюансов, индивидуальный подход: оставалась ночевать, чаепития, беседы, ненавязчивые разговоры, уточнение темы, сюжеты);
  • педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

 

 Литература

 

1.                 Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. – М: Просвещение, 1993.– 93с.

2.                 Гончарова О.В. Театральная палитра.  . М.: ТЦ Сфера, 2010

3.                  Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.– 160с.

4.                 Занков П. В. Беседы с учителями. Изд.2-е. – М.,1975.– 191с.

5.      Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. М.: ТЦ Сфера, 2010

6.                 Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. Изд-во Мос. ун., 1983. – 167с.

7.                 Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.– 144с.

8.                 Князева Л. Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза: Дис…канд.пед.наук – Ростов н/Д, 1991. – 220с.

9.                  Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32с.

10.                Педагогика. Сост. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.– 512с.

11.                Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. – М.: Знание, 1987.– 80с.

12.               Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1987.

     

Категория: Мои статьи | Добавил: ЕленА (20.06.2014)
Просмотров: 6670 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Traveleracith  
0
Exceptionally user friendly website. Wonderful information readily available on few click throughs. Visit too my internet site.

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-side почивка в турция със самолет от пловдив

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *: